Из истории лаков

Вторник, 10 Май 2011, 18:14 | Рубрика: Представление о лакокрасочных материалах
Метки: ,

Вы никогда не задавали себе вопрос, почему раньше краски и лаки были таковы, что они сохранились до наших дней и выглядят хорошо, свежо и ярко?из истории лаков

Зашел на выставку и смотрю на изумительные произведения живописи, созданные много веков тому назад, откуда художники брали столь сочные и яркие краски и почему они так долго сохраняют цвет и блеск. Из истории лаков.

В древних трактатах о живописи говорится, о способах приготовления масел, лаков и красок. Великий художник Леонардо да Винчи сам изготовлял краски, используя для этого растительные масла, естественные смолы.

Феофил Монах  «Записки о разных искусствах», в трактате, написанном 900 лет назад, так описывается способ приготовления лака: «Положи льняного масла в небольшой новый горшок и прибавь гумми (смолы), поставь на угли, старательно варя, не давая кипеть, пока не уварится третья часть; берегись огня, потому что это опасно и трудно потушить, если вспыхнет. Живопись, покрытая этим лаком, делается блестящей, красивой и прочной».

В далеком прошлом, масляные лаки приготовляли на естественных смолах и растительных маслах — тунговом, льняном, конопляном. Лаки высшего качества готовили с применением копаловых смол: конго, сиерра-леона, даммара, каури, янтаря и др.из истории лаков

При изготовлении масляных живописных красок в качестве связующего вещества применяются только высыхающие растительные масла, которые, высыхая в тонком слое на какой-либо поверхности, способны образовывать прочные, эластичные и стойкие пленки. Такими маслами являются льняное, маковое, ореховое, подсолнечное и конопляное.

Льняное масло получается из семян льна посредством их прессования. Лучшие льняные масла получают из семян льна северных районов. Масла этих районов высыхают более быстро и дают более прочные пленки. Льняное масло при высыхании, образует очень прочные и стойкие к внешним воздействиям пленки, не расположенные к растрескиванию.из истории лаков

Ореховое масло получают из ядер грецких орехов; оно отличается более светлой окраской, чем льняное, почти не темнеет при высыхании. Сырое ореховое масло высыхает медленнее, чем льняное. Пленки орехового масла не способны к растрескиванию и отличаются большой прочностью.

Маковое масло получают посредством прессования из семян белого мака. Оно обладает очень слабой окраской золотисто-желтого цвета и значительной прозрачностью. Сохнет оно медленнее орехового и льняного и в сыром, высыхая, образует пленки недостаточно прочные и способные к растрескиванию.

Конопляное масло получают из семян конопли посредством их прессования; масло обычно сильно окрашено в зеленовато-желтый цвет, но облагороженное и обесцвеченное дает прочные масляные пленки, неспособные к растрескиванию.

Подсолнечное масло получают из семян подсолнуха; оно имеет золотисто-желтую окраску, сохнет довольно медленно, но при высыхании дает достаточно прочные пленки.

Другие виды растительных масел, как, оливковое (деревянное) касторовое, невысыхающие масла, и хлопковое, кукурузное, которые почти не высыхают и при этом не образуют прочных пленок, в живописи не применяются.

Слово «копалы» произошло от способа добычи этих смол, их выкапывали из земли. Как же они попадали в землю? На деревьях, которые живут сотни лет, образуются наплывы смолы.

После того как дерево умирает и полностью сгнивает, смола остается в земле. В результате сложных физико-химических процессов, которые в ней протекают, смола приобретает особые свойства и становится великолепным сырьем для изготовления на ее основе масляных лаков.

Варка копаловых лаков — это большое искусство. До 1930 г. на Краснопресненском заводе в Москве копаловые лаки варил английский мастер, тщательно скрывавший секрет их получения. Но к большому огорчению англичанина мы все же научились варить эти лаки.

Копал нагревали и расплавляли при 220-290°С в течение времени, достаточного для отгонки летучей фракции, после чего смола приобретала способность совмещаться с маслом.

Масло предварительно полимеризовали. Пленки копаловых лаков обладали прекрасным глянцем, высокой твердостью и многолетней атмосферостойкостью.

Копаловые лаки применяли только для лакирования изделий, которые должны были долго служить и иметь красивый внешний вид, например карет, экипажей и т.д.