Понятие о цветовой гармонии

Вторник, 06 Мар 2012, 18:12 | Рубрика: Теория цвета и смешение красок
Метки:

Понятие о цветовой гармонии.

 

Гармония — согласованность связанность одной вещи с другой. Термин гармония возникает впервые возможно в Древней Греции, этим словом Гомер называет скрепы или гвозди (для скрепления кораблей). Чуть позже способ кладки камней.  Древний смысл гармонии прочная связь. Гармония воспринимается как единство противоположностей.

В Древней Греции, гармония дочь богини любви и бога войны.  Гармония это синоним музыки в средневековье. В последующие эпохи смысл слова наполняется и увеличивается.

Минимализм, контр-арт и театральное искусство применяет дисгармонию. Для создание более сильной образности.

Девять основных признаков гармонии:

  • Связанность, слаженность – монохромность может быть связующим фактором (единство цветового тона), ахромотичность (отсутствие цветового тона), объединяющие примеси или налеты (сдвиг к какому либо цвету, световая или теневая вуаль).
  • Единство противоположности, контраст – контраст по яркости или светлоте (светлое-темное) важен цвет, а не тон, по насыщенности или чистоте (чистые и смещенные цвета), по цветовому тону, часто используется хроматические и ахроматические краски.
  • Мера – все чрезмерное, сверх обильное, гигантское или наоборот мизерное, ничтожное не может быть гармоничным. Только само масштабное человеку, посильное и соразмерное является гармоничным.
  • Пропорциональность – правила пропорциональности в колористике (соотношения площадей пятен). На 1 часть светлого поля приходится 3-4 части темного. На 1 часть чистого цвета принято брать 4-5 приглушенного или даже больше. На 1 часть хроматического 3-4 части ахроматического.
  • Равновесие – гармоничная композиция всегда уравновешена и устойчива (симметрия идеальное состояние). В Архитектуре и живописи правило равновесия или рычага (правые и левые части, должны  быть одинаково загружены).
  • Ясность, легкость восприятия – цветовые пятна должны быть различимы без труда, не желательны слишком тонкие нюансы или слишком резкие контрасты. Принцип ясности — четкий тип композиции. Нужно избегать  оранжевый с зеленым, пурпурным с голубым из-за неясности и негармоничны.
  • Прекрасное – гармоничное произведение всегда будет акцентироваться на категории прекрасного. Не допустимы диссонансы, и не возможны психологические негативные цвета, которые вызывают отрицательные эмоции. Ориентация на безобразное (экспрессионисты, плакатная графика, комическое искусство).
  • Возвышенное – тесно связанно с прекрасным и почти всегда сопровождает его. Облагородить краски самое главное. При изображение человеческого тела нельзя использовать зеленые и холодные цвета.
  • Организованность, порядок, рациональность —  разум и логика проявляется во всем.

Колористическая гармония возвышает и облагораживает душу человека, внушает в него чувство добра и красоты.