Стили декоративно прикладного искусства

Человеку свойственно фантазировать, видоизменять всё, что касается быта, одежды, жилья.  Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на предметы, окружающие человека. Политические режимы, воззрения, обычаи в Европе приходили и уходили с быстротой. Столь же стремительно менялись и стили декоративно-прикладного искусства.Стили декоративно прикладного искусства

АР ДЕКО́ (франц. art deco, сокр. от декоративного искусства), стиль декоративно-оформительского творчества и дизайна, широко распространенный в Западной Европе и США 1920-30-х. гг. Соединил в себе черты стиля модерн и конструктивизма, тягу к внешней орнаментальной роскоши с продуманной рациональностью функции и структуры.

Это — оформление салонов огромных океанских лайнеров и особенно прочно укоренился в моде и ювелирном искусстве.Стили декоративно прикладного искусства

Появившись в Париже в двадцатых годах прошлого столетия, ар-деко представлял собой скорее «международный декоративный стиль», чем направление в дизайне. До этого времени его элементы уже появлялись в работе Венской мастерской, итальянского мебельного дизайнера Карло Бугатти и русских конструктивистов.Стили декоративно прикладного искусства

Примитивное искусство, сюрреализм, футуризм, конструктивизм, неоклассицизм, геометрическая абстракция, народная культура и модернизм. Ведущие представители этого стиля, Жак Эмиль Рульман, выступал главным образом за идеал высочайшего мастерства. Мастера включали в свои проекты экзотическую древесину и роскошные материалы типа шагреневой кожи и жемчуга.Стили декоративно прикладного искусства

Этот стиль продержался недолго, получил поддержку со стороны частных лиц, в основном французских кутюрье Поля Пуаре и Жака Дусе. Несовместимость с массовым производством, привели к тому, что стилю ар-деко была суждена относительно короткая жизнь, и он был бесповоротно вытеснен более прогрессивными методами дизайна.Стили декоративно прикладного искусства

На проходившей в 1925 г. в Париже Международной выставке декоративного искусства и современной промышленности был представлен «Павильон нового духа» Ле Корбюзье и «Гранд Салон» отеля «Коллекционер» работы Рульмана. В числе экспонатов были также работы других хорошо известных дизайнеров ар-деко, таких как Пьер Эмиль Легран.Стили декоративно прикладного искусства

От наименования этой знаменательной в истории дизайна выставки и произошел термин «ар-деко». С момента своего появления стиль ар-деко начал оказывать воздействие как на работу таких дизайнеров, как Рене Лалик, Жан Дунан и Эдгар Уильям Брандт, так и на произведения модернистов, таких как Эйлин Грей, Пьер Шарро и Роберт Малле-Стивенс.Стили декоративно прикладного искусства

Действительно, даже дизайнеры, тесно связанные с модернизмом, такие как Ле Корбюзье и Жан Пруве, не могли оставаться равнодушными и время от времени вдохновлялись великолепием и пышностью ар-деко.Стили декоративно прикладного искусства

«АР-НУВО»

Ар-нуво — стиль, возникший в 80-х годах XIX в. Своим появлением он был обязан британскому движению искусств. Ар-нуво иногда называлось «Новым искусством».

«АР НУВО́» (франц. art nouveau — новое искусство), распространенное в некоторых европейских странах и в США название стиля «модерн».

Что мы знаем о этом стили? В 1890-х годах Чарльз Ренни Макинтош и дизайнеры венской творческой группы Сецессион, такие как Йозеф Мария Ольбрих, внесли в дизайн абстрактными натурами мистические формы, отличавшиеся криволинейностью.Стили декоративно прикладного искусства

Герман Обрис и Август Эндель явились одними из первых дизайнеров, которые стали использовать кружевные и плетеные узоры.

Стили декоративно прикладного искусства

Одним из величайших представителей ар-нуво был бельгийский архитектор Виктор Хорта, спроектировавший отель «Tassel» (1892-1893), ставший одним из первых образцов этого стиля в архитектуре.Стили декоративно прикладного искусства

Новым было то, что применявшиеся при строительстве этого здания изделия из металла одновременно исполняли роль конструктивных элементов и служили украшением здания.Стили декоративно прикладного искусства

Что такое декоративно-прикладное искусство?  Это область декоративного искусства. Мы подразумеваем под этими словами создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту. А также имеем ввиду, художественную обработку утилитарных предметов, таких как утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки.Стили декоративно прикладного искусства

При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением.  Они представляют собой ансамбли на улице, в парке, в интерьере и между собой, образуя художественный комплекс.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров.

Идеалы британского движения искусств и ремесел и демонстрация на практике того факта, что национальный стиль можно распространять путем поддержки традиционных народных форм, вдохновили многих американских дизайнеров. Идея Уильяма Морриса и Чарльза Эшби о создании сельских художественных сообществ, которые искали спасения от усиливающейся индустриализации своей страны.Стили декоративно прикладного искусства

В 1898 г. Густав Стикли, посещая Европу, встретился с Чарльзом Эшби и Чарльзом Войси. После своего возвращения в Соединенные Штаты, Стикли создал собственную мастерскую в городе Сиракузы, штат Нью-Йорк, и, начиная с 1901 г. начал издавать исключительно влиятельный журнал «Ремесленник». Он проектировал простую и грубоватую мебель, обращаясь к традиционным народным формам, которые использовались первыми американскими поселенцами, и выступал за простоту в дизайне, полагая, что «декаданс является следствием нашей изощренности».Стили декоративно прикладного искусства

Американские образцы изделий, выполненные в стиле движения искусств и ремесел, были в целом менее сложными по своей конструкции и менее украшенными, чем британские, так как дизайнеров США привлекали в большей степени демократические и социальные аспекты движения, нежели его упор на превосходное мастерство.Стили декоративно прикладного искусства

Например, архитектор Уильям Прайс был настолько вдохновлен утопическим романом Морриса «Новости ниоткуда» (1889-1890), что в 1901 г. основал сообщество «Розовая долина» в пригороде Филадельфии.

Провозглашенные адептами движения социальные свободы привлекали и многих женщин, так как движение выступало за эмансипацию через равноправие мужчин и женщин и женское образование. Однако многие сообщества оказались недолговечными по причине трудностей, свойственных попыткам совместить высокое качество ремесленных изделий с доступностью для покупателя.Стили декоративно прикладного искусства

Заметного коммерческого успеха удалось добиться только сообществу, основанному в 1893 г. Элбертом Хаббардом. В 1906 т. в мастерских этого сообщества было занято более четырехсот ремесленников.

В Калифорнии архитекторы и дизайнеры, связанные с движением искусств и ремесел, вдохновлялись еще и испано-мексиканским культурным наследием, а также японским искусством и миссионерским стилем.

Чарльз и Генри Грин выразительным образом сочетали эти стили в своих проектах домов для состоятельных клиентов, но их работа существенно отличалась от работ Стикли и Лимберта тем, что она включала в себя изысканные детали.

Подобным же образом синтезировал европейское и восточное влияние Фрэнк Ллойд Райт, который был величайшим американским архитектором и дизайнером, работавшим в стиле движения искусств и ремесел.

Его удлиненный и приниженный архитектурный стиль «Школа в прериях» в сочетании с искусным обращением с природными материалами позволили его сооружениям гармонично сливаться с окружающей средой. Новаторский «органичный дизайн» Райта стал мостом между движением искусств и ремесел и модернизмом, оказав, таким образом, огромное влияние на последующие поколения дизайнеров в Америке и Европе.

Движение искусств и ремесел представляло собой свободное сотрудничество прогрессивных архитекторов и дизайнеров, целью которых являлось реформирование дизайна и в конечном итоге общества посредством возврата к ручному труду.

Напуганные социальными последствиями индустриализации и загрязнением окружающей среды, а также большим количеством чрезмерно украшенных и низкокачественных изделий, сделанных машинным способом.  Дизайнеры середины XIX в. такие как Уильям Моррис, стали инициаторами кампании против эпохи, в которой они жили, и стали пропагандировать более простой, но в то же время более этический подход к дизайну и производству.

Испытываемое ими недоверие к промышленному производству, которое превратило искусных ремесленников в «рабов зарплаты», стало духовной основой их попыток придать новые силы традиционным ремеслам посредством дизайна и изготовления высококачественных изделий, которые были не только полезными, но и красивыми.

Первый этап британского движения искусств и ремесел находился под влиянием Братства художников прерафаэлитов и проповедуемого ими средневекового эскапизма. Его члены, художники Данте Габриель Россетти, Эдвард — Бёрн Джонс и Форд Мэддокс Браун создавали проекты для фирмы «Моррис и К.».

Кроме того, на движение Морриса и его единомышленников оказало влияние течение за возрождение готики в той форме, как его осуществлял на практике архитектор Джордж Эдмонд Стрит. Однако основным фактором стали реформаторские идеи, которые выдвинули Август Пагин и Джон Раскин. В1861 г., когда Уильям Моррис основывал свою фирму «Моррис, Маршал и Фолкнер» (в 1874 г. она получила название «Моррис и К.»), он был одним из первых, кто попытался претворить их теорию в жизнь.

Фирма не использовала методы промышленного производства, но ее изделия несли идею присущей им простоты народного творчества и искренности высокого мастерства. Вовсе не пытаясь реформировать промышленное производство, которое приводилось в движение коммерцией, ранние поборники движения искусств и ремесел стремились через ремесло содействовать укреплению демократии и социальной общности. Работая в рамках жестокого капиталистического общества, Моррис был убежденным социалистом, вынашивающим утопическую мечту о ручном труде, который принесет нравственное спасение, как рабочим, так и потребителям. Больше всего его тревожила раздробленность производственного процесса, поскольку разделение труда вело к подрыву благосостояния рабочего и упадку искусства в целом.

Моррис соглашался с механизацией только в том случае, если она способствовала производству качественных изделий и облегчала бремя рабочего, а не просто повышала производительность. Парадокс заключался в том, что ремесленные изделия компании Морриса и других производителей были дорогими в производстве и поэтому их могли купить только очень состоятельные люди.

Вдохновившись деятельностью Морриса и Раскина в защиту нравственности в дизайне и их убежденностью в значимости ремесла и общности, дизайнеры второго этапа движения искусств и ремесел Уильям Летаби, Артур Макмурдо и Чарльз Эшби с целью изготовления изделий по реформаторским проектам основали такие организации, как Гильдия вена (1882), Художественное общество Св. Георгия (1&83) и Гильдия работников искусства (1884).

Термин «искусства и ремесла» появился только в 1888 г., когда члены Гильдии работников искусства основали Выставочное общество искусств и ремесел.

Мечта Морриса об общедоступных и удачно спроектированных изделиях ЛиьЭии была неосуществимой без механизации труда. Эшби, который в 1888 г. основал Гильдию ремесла, даже обвинял Морриса за его чрезмерное увлечение прошлым и почти полное отрицание машинного производства, называя его «интеллектуальным луддитом» (наукофобом).

В 1902 г. перевел свою Гильдию ремесел и установил  тесные связи с фирмой «Котсуолд» через Эрнеста Гимсона, а также Сидни и Эрнеста Барнсли, которые работали в ней, начиная с 1890-х годов.

Большую роль в распространении стиля искусств и ремесел сыграли торговые компании Либерти и Хил и сыновья, которые имели собственные дизайнерские выставки.

Движение искусств и ремесел отстаивало такие качества, как простота, полезность, правильность форм.