ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

Среда, 09 Май 2012, 8:55 | Рубрика: Стили в интерьере
Метки: ,

Что обозначает в буквальном переводе «Югендстиль»? ЮГЕНДСТИЛЬ означает «молодежный стиль». Этот стиль возник в Германии в 1890-х годах. Этот стиль является по своей сути немецкой разновидностью стиля «арнуво». Термин был взят от названия журнала «Югенд», который был основан Георгом Хиртом в Мюнхене в 1896 г.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

Георг сыграл большую роль в популяризации этого стиля. Вдохновившись реформаторскими начинаниями Уильяма Морриса и Джона Раскина, дизайнеры «югендстиля» Герман Обрист, Рихард Римершмид и Август Эндель преследовали более идеалистические цели, чем другие поборники «арнуво» в Европе.

Молодые люди, обладая оптимизмом молодости и отличаясь благоговейным отношением к природе, стремились не только реформировать искусство, но и выступали за возврат к более простому и менее коммерческому образу жизни, что с очень большой выразительностью отражалось в их работах.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

Подобно своим современникам в Париже и Брюсселе, дизайнеры «югендстиля» вдохновлялись новейшими достижениями в области научных исследований природного мира.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

Например, фотографические исследования Карла Блоссфельда, представлявшие замечательные образцы спирального роста, а также ботанические рисунки Эрнста Геккеля оказали прямое воздействие на использование Августом Энделем и Германом Обристом извилистых растительных линий и переплетенных форм.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

Новое понимание природы, ставшее результатом такого рода подробного анализа, помогло дизайнерам «югендстиля» зафиксировать в своих работах ощущение динамизма и бурного органического роста.

В Германии новый неисторический стиль вступил в противоречие с проводимой Берлином официальной имперской политикой в области искусства, был очень тепло воспринят в регионах, стремившихся выразить чувство своей культурной самобытности.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

В Дрездене, Мюнхене, Дармштадте, Веймаре и Хагене стремление к свободе творчества представляло собой один из принципов, объединявших школы стиля «арнуво» в Брюсселе, Нанси и даже в Глазго. Эти новшества с наибольшей силой ощущались именно в Германии.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

Европейским современникам, дизайнерам «югендстиля» удалось сократить разрыв между «художественным изготовлением» и промышленным производством. Было создано большое количество мастерских, занимавшихся изготовлением изделий по их образцам, среди которых наиболее известными являлись «Объединенные мастерские художественного ремесла» в Мюнхене (1897 г.) и «Дрезденские мастерские ремесленного искусства» (1898 г.).

Эти предприятия создавались с целью производства обычных предметов домашнего обихода, но при этом не упускалась из виду и этическая сторона дела. Предметы, изготовленные в Дрездене, отличались менее тонкой работой, были более дешевыми, чем, которые делались в Мюнхене.«Объединенные мастерские художественного ремесла» в Мюнхене

Рихард Римершмид, главный дизайнер Дрезденской мастерской, усвоил простой народный стиль, похожий на тот, которым отличались работы таких британских дизайнеров движения искусств и ремесел, как Чарльз Войси.

Римершмид стремился реформировать дизайн посредством стандартизации, а его использование рациональных методов изготовления изделий оказалось исключительно действенным, сыграв немалую роль в создании Немецкого производственного союза.

Большой вклад в распространение «югендстиля» внесли также и Объединенные мастерские художественного ремесла, которые были основаны в Мюнхене Бруно Паулем и рядом других художников.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

Пауль являлся автором карикатур и графических рисунков, отличавшихся дерзостью очертаний и печатавшихся в журнале «Симплициссимус», который точно так же, как и журнал «Югенд», занимался популяризацией новой эстетики.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

Пауль придерживался приверженностью линейного стиля. Был сторонником мюнхенского дизайнера Бернхардом Панкоком. Тот в свое время проектировал жилой дом семейства Ланге в Тюбингене (1902 г.) как целостное художественное произведение.

Во внешнем облике здания было заметно влияние местных традиций, в то время как интерьеры создавались в манере «югендстиля», отличаясь в своей простоте поразительной современностью.

В Дармштадте «югендстиль» находился под серьезным покровительством Великого герцога Эрнста Людвига Дармштадт-Гессенского который в 1901 г. стал инициатором проведения выставки под названием «Наглядное свидетельство немецкого искусства».

Выставка прославляла достижения «Дармштадской колонии художников», основанной при частной финансовой поддержке со стороны Великого герцога в 1899 г. Первоначально колония состояла из восьми зданий, включая «Дом декоративного искусства», то есть студии, построенной по проекту Йозефа Ольбриха, и семи жилых домов для членов колонии.

Точно так же и в Веймаре: продвижению «югендстиля» способствовали как местный патриотизм наравне с экономической необходимостью, так и поддержка со стороны влиятельных особ.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

Термин «китч» происходит от немецкого слова Kitsch (пошлость, безвкусица халтура) и используется для обозначения вульгарных образцов дизайна обладающих привлекательностью.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

«Китч» стал рассматриваться в качестве противоположности «хорошего дизайна». Первоначально этим словом обозначались нефункциональные предметы, такие как сувениры и мелкие дешевые товары.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

Одним из первых тему китча исследовал немецкий философ Фриц Карпфен, опубликовавший в 1925 г. научную работу, которая называлась «Der Kitsch».

Начиная с 1939 г., после выхода в свет книги американского критика Клемента Гринберга «Китч и авангард», значение этого термина расширилось и стало включать в себя такие элементы массовой культуры, как коммерческая реклама и «дешевая» литература.

Наибольшее распространение «дизайн китча» получил в 1950-х годах, когда производители выпускали «бросовые» изделия из пластика, отдаленно напоминавшие предметы материальной культуры, изготовленные по образцам «высокого дизайна».ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

В 1960-е годы термин «китч» использовался в уничижительном смысле. К началу 1970-х годов к предметам китча стали относиться с иронией, и они преднамеренно начали вводиться в интерьеры в расчете на определенный эффект именно благодаря их дурному вкусу.ЮГЕНДСТИЛЬ в Германии «Китч и авангард»

С возникновением постмодернизма в 1980-х годах китч стал превозноситься за свою культурную открытость, и наконец, нашел для себя плодородную почву в рамках авангарда.